Безусловный базовый доход в Азии

Израиль

Израильское правительство отказалось от введения базового дохода еще в 2017 году. Основанием для отказа стал отчет ведомства национального страхования, в котором обосновывалось то, что для выплаты базового дохода в размере 3 тыс. шекелей в месяц потребуется сумма, эквивалентная почти половине бюджета страны – 193 млрд. шекелей.

Тем не менее в декабре 2018 года было опубликовано исследование экономистов Ори Каца и Майкла Сарела «Базовый доход в Израиле», в котором ученые смоделировали введение базового дохода в стране на основе данных 2016 года. Они исходили из предположения незамедлительного введения базового дохода в существовавших в то время условиях (без поэтапного перехода, который был бы более плавным и благоприятным), то есть рассмотрели наиболее жесткий вариант. Исследователи просчитали, что при замене существующих в стране пособий и некотором повышении подоходного налога (налога с доходов физических лиц) безусловный базовый доход составит:

  • для граждан 20-24 лет – 1189 шекелей (около 20 тыс. руб.) в месяц;
  • для граждан 25-54 лет – 1297 шекелей (около 22 тыс. руб.) в месяц;
  • для граждан 55-66 лет – 1622 шекеля (около 28 тыс. руб.) в месяц;
  • для граждан старше 67 лет – 3221 шекель (около 55 тыс. руб.) в месяц.

Размер базового дохода для детей варьировался  следующим образом:

  • 1-й ребенок – 453 шекеля (около 8 тыс. руб.) в месяц;
  • 2-й ребенок – 664 шекеля (около 11 тыс. руб.) в месяц;
  • 3-й и 4-й ребенок – по 188 шекелей (около 3 тыс. руб.) в месяц;
  • 5-й ребенок – 150 шекелей (около 2,5 тыс. руб.) в месяц.

Летом 2020 года в Израиле снова был поднят вопрос о введении базового дохода. Об этом говорилось в отчете с оценкой действий правительства страны в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией. Отчет подготовлен Институтом исследования Галилеи, в котором уверены, что безусловный базовый доход должен заменить собой систему пособий по безработице и отпусков за  свой счет, практиковавшихся в Израиле. Профессор института Нисим Бен-Давид предложил выплачивать гражданам страны ежемесячный безусловный базовый доход в размере 6 тыс. шекелей (почти 140 тыс. рублей).

Индия

Обсуждение и реализация

В Индии действует представительство Всемирной сети базового дохода India Network for Basic Income (INBI).

В январе 2017 года правительство Индии в своем ежегодном докладе одобрило концепцию базового дохода. Согласно экономическому обзору страны за 2016-2017 гг., базовый доход более эффективен в борьбе с бедностью, чем существующие государственные пособия – около 30% 1,3-миллиардного населения Индии живет в нищете, особенно в сельских районах. В результате был разработан проект, предусматривающий выплату базового дохода в размере минимальной зарплаты городского жителя – 7,6 тыс. рупий в год ($113). Такие выплаты позволили бы сократить крайнюю бедность до 0,5%. Проект не дошел до реализации.

В мае 2018 года провинция Телангана стала первым индийским штатом, выплатившим безусловные суммы фермерам в рамках программы Rythu Bandhu (поддержка инвестиций фермеров). Правительством штата было определено 8 банков, представивших в его налоговый департамент около 6 млн. чеков на имена 57 тыс. фермеров. Департамент выдавал чеки фермерам, которые могли обналичить их в уполномоченных банках и потратить на сельхозматериалы (семена, удобрения). Такая, на первый взгляд, сложная схема с чеками была разработана после того, как 60% фермеров штата высказались за получение помощи наличными, отказавшись от банковских переводов. Получаемая чеками сумма зависела от площади обрабатываемой земли: 4000 рупий (50 евро) за акр в сезон, то есть 8000 рупий (100 евро) в год. Средняя выплата на одного фермера составила 10 тыс. рупий.

Накануне выборов в 2019 году целый ряд политических сил Индии сделал заявления относительно базового дохода:
· основная оппозиционная партия в Индии, партия Конгресс (Congress party), пообещала ввести минимальный доход для бедных с мая 2019 года;
· правительство премьер-министра Наренды Моди предложило базовый доход для бедных фермеров в составе временного бюджета с мая до декабря 2019 года. Проект охватывал миллионы мелких фермеров, которым предлагалось 6000 рупий в год ($84). Для сравнения: годовой прожиточный минимум семьи (183 тыс. рупий);
· должностные лица Сиккимского демократического фронта (SDF) рассматривали возможность финансирования базового дохода в штате Сикким за счет доходов от туризма и гидроэнергетики. Начало эксперимента было объявлено на 2022 год с охватом всех 611 тыс. граждан штата. На предстоящих в мае выборах в региональный парламент у SDF был единственный соперник – Революционный фронт Сиккима (SKM).

Базовый доход в стране поддерживают партия Конгресс (Congress party), Bharatiya Janata Party (BJP), Сиккимский Демократический фронт (SDF), Партия Аам Аадми (Aam Aadmi Party).

Эксперимент

В Индии эксперимент проводился в штате Мадхья-Прадеш в 2011-2013 годах в течение 1,5 лет. Всего базовый доход за период эксперимента получили около 6 тыс. человек. Эксперимент финансировался Детским фондом ООН Unicef и включал два пилота.

Первый основной пилот действовал 18 месяцев и охватывал жителей 20 деревень:
1) 8 деревень ежемесячно получали небольшой базовый доход на банковские карты, в том числе в 4-х деревнях действовала SEWA (Ассоциация самозанятых женщин), а в 4-х – нет;
2) 12 деревень наблюдались в качестве контрольной группы, в половине из них также действовала SEWA, а в остальных – нет.

Размер базового дохода в этом пилоте составлял:
· 200 рупий ($2,8) для взрослого и 100 рупий ($1,4) для ребенка в первый год эксперимента;
· 300 рупий ($4,2) для взрослого и 150 рупий для ребенка в оставшийся период.

Второе исследование (племенной пилот) проводилось параллельно в течение 12 месяцев и охватывало всего 2 деревни. Жители одной из деревень получали по 300 рупий ($4,2) на взрослого и 150 рупий на ребенка, а второй – наблюдались в качестве контрольной группы.

В результате эксперимента с базовым доходом в Индии:
· улучшилось качество питания: потребление мяса увеличилось в 6 раз, а свежих овощей и фруктов – почти в 9 раз;
· повысился уровень здравоохранения, так как люди смогли позволить себе обращаться к врачам и делать прививки от малярии;
· улучшилось здоровье детей и взрослых, уменьшился уровень беспокойства;
· улучшились жилищные условия, повысилась санитарная безопасность, был произведен мелкий ремонт;
· возросла посещаемость и успеваемость в школах;
· возросла экономическая активность, что привело к увеличению трудо-часов и трудовых доходов;
· произошел переход от временного наемного труда к частному предпринимательству: индивидуальные фермерские хозяйства и малый бизнес;
· наблюдался рост сельской экономики;
· уменьшилось кастовое ущемление, так как базовый доход выплачивался всем в одинаковом размере;
· повысился социально-экономический статус женщин, стариков и инвалидов;
· практически исчезло домашнее насилие – его уровень снизился почти до нуля;
· были погашены многолетние долги с огромными процентными ставками; по словам Гая Стэндинга возник «освободительный эффект» в результате «выкупа семей из долговой кабалы».

Некоторые результаты имели пролонгированный эффект, который усиливался спустя некоторое время после окончания эксперимента. Например, до получения базового дохода женщины принимали решения, как потратить деньги, примерно в 9% случаев, в конце первичного исследования результатов эксперимента – уже в 25%, а при последующих исследованиях обнаружилось, что они могли самостоятельно распоряжаться деньгами, уже в1/3 случаев.
После проведения эксперимента была выпущена книга «Базовый доход: политика преобразований в Индии».

Ирак

Возможность введения базового дохода в стране обсуждалась в 2011-2012 годах.  В 2011 году лидер Ирака Муктада ас-Садр рассматривал в качестве источника финансирования выплат доходы от продажи нефти по принципу дивидендов Перманентного фонда Аляски и Фонда человеческого развития в Монголии.

По расчетам Джонни Уэста, организация Open Oil, годовая сумма базового дохода в стране могла составлять $220 с возможностью дальнейшего роста.

Тем не менее до практической реализации вопроса в разрушенной войной стране дело не дошло.

Иран

Иран – одна из двух стран в мире, в которых аналог базового дохода выплачивался на территории всего государства (вторая страна – Монголия). Программа общенациональных безусловных выплат в стране стартовала в конце 2010 года и заменила субсидии на  хлеб, электроэнергию, воду и топливо. Ежемесячная сумма составляла 29% среднего дохода семьи, то есть около $40, и выплачивалась раз в 2 месяца – сразу около $80.

Иранская программа выплат населению не являлась базовым доходом в полном значении этого термина, поскольку:

1) выплаты получали только главы домохозяйств, а не каждый гражданин;

2) сумма не дотягивала до  достаточной для жизнеобеспечения семьи величины (примерно 200 долларов США на семью из пяти человек в месяц).

Эту программу иногда называют нефтяными дивидендами, поскольку она финансировалась за счет доходов государства от продажи нефти, 50% которых направлялась на безусловные выплаты населению.

Первые общенациональные выплаты получили 60,5 млн. иранцев, или 81% населения. Остальные 19% иранцев не участвовали в программе добровольно, преимущественно потому, что не нуждались в деньгах.

Со временем рост дефицита бюджета страны привел к следующим мерам:

  • в январе 2016 года правительство Ирана исключило из получателей выплат 3,3 млн. граждан на основе оценки их финансового положения;
  • в апреле 2016 года парламент Ирана принял законопроект, согласно которому право на выплаты утрачивали еще 24 мнл. граждан, то есть примерно 1/3 населения. Новшества вступили в силу в сентябре 2016 года. После 5-ти лет существования программа безусловных выплат была отменена. Не последнюю роль в этом сыграли санкции США.

Поскольку выплачиваемая государством сумма не индексировалась правительством, к концу срока программы она утратила 80% своей первоначальной покупательной способности.

В докладе о результатах программы, представленном в 2017 году, сообщалось, что выплаты не привели к сокращению занятости населения, а в сфере услуг, например, было отмечено повышение трудовой активности. Эксперты затрудняются с определением экономического эффекта программы, но положительный социальный результат очевиден, поскольку миллионы людей вышли за пределы абсолютной, или крайней, бедности.

Казахстан

В Казахстане обсуждение базового дохода началось после публикации доклада Программы развития ООН в июле 2020 года. По данным ООН, в стране наименее защищенная часть населения, нуждающаяся в поддержке, составляет 13 млн. человек, то есть примерно 70% жителей Республики.

С предложением выплачивать этой социальной группе гарантированный минимальный доход в размере 42,5 тыс. тенге (примерно 100 долл. США) в течение 1-2 лет выступил депутат Мажилиса Парламента, председатель правления Союза промышленников и предпринимателей Нуржан Альтаев.

В июле 2020 года на базе Союза промышленников и предпринимателей была создана рабочая группа экспертов для изыскания возможности выплаты гарантированного минимального дохода.

В ноябре 2020 года Бурихан Нурмухамедов на съезде партии «Ак жол» заявил о необходимости «предлагать безусловный базовый доход для каждого гражданина».

Китай

В Макао, бывшем владении Португалии, а ныне автономном регионе Китая, базовый доход выплачивается с 2008 года. Это небольшие по величине, но безусловные и распределяемые между всеми взрослыми жителями региона выплаты в рамках «Программы участия в богатстве» (WPS), которая финансируется преимущественно за счет доходов местной лотерейной индустрии.

Все жители региона имеют право на эту выплату после достижения ими 22-летнего возраста, при условии, что они постоянно проживали в Макао в течение предыдущего года (и оставались в регионе не менее 183 дней в году). Нерезиденты (непостоянные жители региона) получают на 60% меньше местных жителей.

Ежегодно правительством региона определяется сумма, которая распределяется между всеми жителями:

  • В 2008 году постоянные жители получили 5 тыс. патак ($0,6 тыс.);
  • В 2011-2012 годах выплаты постоянным жителям составили 7 тыс. патак ($0,9 тыс.); в 2013 году – 8 тыс. патак ($1,0 тыс.);
  • В 2014-2017 годах местные жители получили 9 тыс. патак ($1,1 тыс.), а нерезиденты – 5,4 тыс. патак ($0,7 тыс.);
  • В 2018 сумма для местных жителей была увеличена до 10 тыс. патак (1,0 тыс. евро в год) и до 6 тыс. патак (0,7 тыс. евро в год) для нерезидентов.

Для сравнения: в 2016 году среднемесячный доход граждан Макао составлял 15 тыс. патак ($1,9 тыс.), а минимальная заработная плата – около 6 тыс. патак в месяц.

В 2015 году ежегодный базовый доход получили 676 тыс. человек, из которых 608 тыс. – местные жители, имеющие право на полную сумму.

Монголия

Монголия – одна из двух стран в мире, в которых базовый доход выплачивался на территории всего государства (вторая страна – Иран).

Эксперименты с базовым доходом начались в Монголии в 2004 году с пособий на детей в сумме 3 тыс. тугриков ежемесячно. Первоначально выплаты полагались семьям с низкими доходами, имеющим не менее 3-х детей, но позже программа распространилась на всех детей Монголии.

В 2010 году взамен детских пособий страна перешла на выплату безусловного базового дохода всем гражданам, которые позиционировались как акционеры угледобывающей компании Erdenes Tavan Tolgoi (Сокровища пяти холмов). Для распределения дивидендов от горнодобывающего сектора Монголии между гражданами страны в 2009 году был создан Фонд человеческого развития (HDF), работающий по принципу «ресурсных наличных» по аналогии с Постоянным фондом Аляски.

Базовый доход финансировался за счет HDF в 2010-2012 гг. и составлял 2 тыс. тугриков в месяц (эквивалентно $7-$17 в связи с колебанием курса в период выплат).

В 2012 году в связи с предстоящими выборами все пожилые монгольцы дополнительно получили единовременную выплату в сумме 1 млн. тугриков (около 25 тыс. рублей).

После выборов 2012 года страна отказалась от базового дохода и вернулась к детским выплатам в размере 20 тыс. тугриков, а HDF был остановлен. Это было связано с дефицитом Фонда человеческого развития: выплаты гражданам в 2012 году почти вдвое превысили бюджет фонда.

Тем не менее в 2011 году все граждане Монголии получили по 1072 акции компании Erdenes Tavan Tolgoi, которыми они могут оплачивать медицинские страховки, образование, а также обменять их на наличные, продав государству. Примерно треть населения страны сохранили свои акции для получения дивидендов (по результатам 2019 года – более 96 тыс. тугриков).

В 2016 году был создан новый суверенный фонд благосостояния (Future Heritage Fund), к которому перешли прежние долги HDF. В 2019 году новоучрежденный фонд покрыл прежние долги и начал накапливать и распределять сбережения, за счет которых финансировались детские выплаты. В мае 2020 года размер детских выплат был увеличен до 100 тыс. тугриков (эквивалентно $34).

Почему же Монголия отказалась от базового дохода? Существует целый ряд причин. Прежде всего, это несоответствие размера осуществляемых выплат фактическим ресурсным доходам, поскольку сумма базового дохода в большей степени определялась предвыборными обещаниями. Начало выплаты базового дохода сопровождалось развитием горнодобывающего сектора страны и ростом ВВП в среднем почти на 14% в год, но в дальнейшем произошло снижение цен на добываемое сырье. Еще одной причиной стало покрытие недостающей для выплат суммы за счет заемных средств, что привело к росту госдолга страны. В результате экономический рост страны замедлился, а внешний долг вырос.

Тем не менее очевидны положительные последствия выплаты базового дохода в Монголии в 2010-2012 гг.:

  • сокращение масштабов бедности на 1/3;
  • снижение неравенства;
  • вовлечение в банковскую систему Монголии 100% населения – это весьма значимый результат для страны, в которой около половины жителей живут кочевым способом;
  • граждане страны чувствовали себя полноправными владельцами её ресурсов, получая долю от совокупного богатства нации.

Саудовская Аравия

Королевство Саудовская Аравия – одна из стран Аравийского полуострова, экономика которых основана на экспорте нефти – так называемая «сырьевая» экономика. В этих странах почти 2/3 работающих граждан занято в экономически устойчивом государственном секторе, получая доходы гораздо больше мигрантов и тех, кто трудится в частном секторе. Граждане практически не платят налогов, поэтому не позиционируются в качестве налогоплательщиков, наоборот, они в большей степени являются совладельцами ресурсов страны и имеют право на совместное пользование благами и доходами.

В странах персидского залива (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ) в чистом виде безусловный базовый доход не выплачивается – распределение национальных богатств осуществляется иначе. Как правило, государство перечисляет солидную сумму при рождении ребенка, выделяет землю, финансирует обучение, в том числе в любой стране мира.

В Саудовской Аравии существует 9 программ поддержки граждан с низкими доходами (менее 1725 риялов, что эквивалентно $460): государство полностью или частично финансирует приобретение мебели, продуктов питания, медицинское страхование и т.п.

«Арабская весна» 2011 года привела к принятию дополнительных мер поддержки: власти Саудовской Аравии выделили $36 млрд. для оказания финансовой помощи населению, а Кувейта – около $4 тыс. каждому гражданину с дополнительным обеспечением бесплатными продуктами питания более года.

Тайвань

В Тайване с 2016 года действует движение UBI Taiwan. Согласно предложению движения, сделанного в 2017 году, каждый совершеннолетний гражданин Тайваня  может получать 10 000 NTD в месяц ($330), а дети – 5 000 NTD в месяц ($165). Подобные выплаты будут способствовать существенному снижению количества малообеспеченных семей в стране: с 25% до 8,5% населения.

Введению базового дохода в Тайване благоприятствуют низкая налоговая нагрузка и развитая экономика.

Группа UBI Taiwan предлагает финансировать базовый доход за счет введения налога на выбросы углерода, создав для этого Тайваньский постоянный фонд (TPF) по аналогии с Перманентным фондом Аляски. Предложенный TPF потребует увеличения налогов на 5,2% ВВП, но 70% тайваньцев выиграют от такой политики.

Южная Корея (Республика Корея)

Корейская сеть базового дохода (BIKN) основана в июне 2009 года. В 2010 году корейцы создали Коалицию базового дохода (BIC) с целью поддержки кандидатов в пользу базового дохода на предстоящих местных выборах. В коалицию вошли 28 кандидатов: 23 от Социалистической партии, 3 от Демократической рабочей партии и 2 от Новой прогрессивной партии. До обсуждения вопроса на правительственном уровне дело не дошло.

Эксперимент Tio Su-ki для молодежи

В 2016 году группа молодежи из Тэджона инициировала пилот «Тио Су-Ки». Проект финансировался за счет пожертвований более 200 участников, 3 из которых были определены в качестве победителя путем розыгрыша лотереи. Победители получали по 500 тыс. вон (около 370 евро) в течение 6 месяцев.

Участники отметили улучшение качества жизни, повышение жизненной активности и целеустремленности, разнообразие интересов.

Одной из задач проекта было привлечение внимания общественности к базовому доходу.

Базовый доход для молодежи Кёнги

В апреле 2019 года в корейской провинции Кёнги началась выплата так называемого базового дохода для молодежи. Каждый 24-летний житель провинции, проживающей в ней 3 года подряд или 10 лет в совокупности, получает 4 ежеквартальные выплаты по 250 тыс. вон ($220) – всего 1 млн. вон в год.

Проект финансируется правительством провинции Кёнги и охватывает 175 тыс. молодых людей в год. Его бюджет оценивается примерно в 175 млрд. южнокорейских вон.

Анализ результатов, опубликованных в декабре 2019 года, показал:

  • улучшилось качество питания, поскольку молодежь обычно экономит именно на еде в периоды подготовки к экзаменам при трудоустройстве или поступлении на государственную службу, когда люди вынуждены отказаться от подработки;
  • улучшились взаимоотношения в семье и в коллективе, повысилась самооценка;
  • усилилась мотивация к труду;
  • повысилась удовлетворенность жизнью.

Япония

Обсуждение

В Японии движение BIEN Japan существует с 2007 года.

Наиболее горячие дебаты о базовом доходе в стране состоялись в 2009 году и затронули ученых, граждан, политиков, активистов и СМИ.

На политической арене Японии идею базового дохода поддерживают:

  • в 2009 году идея была одобрена сразу двумя совершенно разными политическими течениями: левыми радикалами и неолибералами;
  • с 2012 года базовый доход поддерживает Зеленая партия;
  • в 2015 году Seisyu Makino, депутат парламента от самой большой оппозиционной Демократической партии Японии, освещал идею базового дохода через свои посты в блоге.

Большой вклад в экономическое обоснование и распространение идеи базового дохода в стране сделан профессором экономики университета Досиша Тору Ямамори и ассистентом по социальной защите в области безопасности города Сайтама Хаори Катада. В 2014 году Тору Ямамори совместно с Янником Вандерборгтом выпустили книгу «Базовый доход в Японии. Перспективы радикальной идеи в трансформирующемся государстве всеобщего благосостояния».

Официальной реакции правительства на общественное обсуждение вопроса в стране нет.

Частный эксперимент миллиардера Юсаку Маэдзава

Японский миллиардер Юсаку Маэдзава, поддерживающий идею базового дохода, выделил $9 млн. и с 1 января 2020 года начал безоговорочно выдавать по $9 тыс. 1 тысяче случайно выбранным людям из его группы подписчиков в Twitter.

Миллиардер преследует 2 цели: проведение социального эксперимента и повышение интереса к базовому доходу в стране.

Рейтинг
Поделиться с друзьями
Безусловный Базовый Доход